Понятие и формы монополистической деятельности в соответствии с российским законодательством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы монополистической деятельности в соответствии с российским законодательством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Методика выявления картельных сговоров

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, Закон о защите конкуренции содержит более широкое понятие соглашения, не ограниченное только понятием соглашения в форме гражданско-правового договора.

При этом, антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Запрещаются также соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

При доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Система запретов на злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с антимонопольным законодательством можно выделить три вида монополистической деятельности:

  • • злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке;
  • • соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством;
  • • иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Понятие и виды монополистической деятельности

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);

  • товарные границы монопольного рынка;

  • формы контроля и регулирования его деятельности;

  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;

  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.

Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)

  1. 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
  2. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  3. Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  4. 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  6. 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
  7. 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  8. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  9. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  10. § 4. Виды монополистической деятельности
  11. 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  12. Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
  13. 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
  14. 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  15. § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  16. § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  17. КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:

  • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Меры по обеспечению финансовой поддержки;
    и иные меры.

[reklama]

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В предмет входят:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;

[reklama]


Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).

Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:

  • Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • Не истек год со дня признания его банкротом;
  • Не истек срок, в течение которого данное лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

Особенности правового статуса ИП:

  • Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
  • Особая процедура банкротства;
  • Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
  • Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
  • ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Виды монополистической деятельности

Антимонопольное законодательство определяет следующие виды монополистической деятельности.

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона «О защите конкуренции»).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Также признается доминирующим положение, когда доля на рынке товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Монополистическая деятельность субъектов конкуренции

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Читайте также:  Ответственность за ГБО без регистрации в 2023 году

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещенных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если она (цена) соответствует в совокупности двум критериям.

Первый — данная цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке.

Второй — эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Например, в строительном бизнесе цены на жилье явно превышают те суммы расходов и прибыли, которые необходимы для строительства объектов. Однако при этом второй критерий в условиях непомерного роста цен на жилье остается безупречным. Рост цен на жилье стимулируется возросшим спросом на жилье!

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Параметры монопольно низкой цены сформулированы в ст. 7 Закона о защите конкуренции. Те же самые требования, что и в отношении монопольно высокой цены, но только с указанием критерия — «ниже цены».

Выявляются монопольные цены антимонопольными органами на основе принятых МАП РФ от 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен.

Односторонние злоупотребление субъектом своим монопольным положением — следующие виды правонарушений. Их можно условно подразделить на два подвида: а) правонарушения, которые непосредственно связаны с заключение договора; б) правонарушения, которые не имеют такой прямой связи.

К первым относятся такие правонарушения, как: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В числе вторых нарушений следует назвать: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством или судебными актами; изъятие товара из обращения, когда результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В Законе о защите конкуренции (подп. 8 п. 1 ст. 10) используется довольно широкое по объему понятие «дискриминационные условия». Дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (несколько хозяйствующих субъектов) поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (или хозяйствующими субъектами).

Понятие «дискриминационные условия» практически охватывает большинство правонарушений в сфере антимонопольного регулирования.

Требования ст. 10 Закона не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Коллективное поведение хозяйствующих субъектов в форме соглашений и согласованных действий субъектов, ограничивающих конкуренцию, — самостоятельный вид монополистической деятельности субъектов конкуренции на товарном рынке. Закон о защите конкуренции проводит разграничение между понятиями «соглашение» и «согласованные действия».

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4). В контексте Закона о защите конкуренции «соглашение» — широкое понятие; оно не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Так, в силу п. 1 ст. 420 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Следовательно, любой договор есть соглашение, однако не всякое соглашение является договором.

Применительно к гражданскому праву договор представляет собой юридический факт, благодаря которому происходит установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8 ГК). Поэтому на те соглашения, которые не подпадают под режим гражданско-правового договора, соответственно не распространяются общие положения Гражданского кодекса о договоре.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов — действия субъектов на товарном рынке, удостоверяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Такими обстоятельствами, в частности, могут быть: изменение регулируемых тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Согласованные действия осуществляются хозяйствующими субъектами без оформления соглашения. Именно таким образом следует понимать правило п. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции, согласно которому совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям. Иначе говоря, согласованные действия — это такие действия хозяйствующих субъектов, которые получили одобрение (согласие) всех субъектов, как по организации самих действий, так и по их результатам. Согласовать — значит одобрить.

К сказанному следует добавить.

Во-первых, в силу п. 14 ст. 3 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности есть согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности осуществляемые в соответствии с федеральными законами действия само- регулируемой организации по установлению для своих членов условий доступа на товарный рынок или выхода из него.

Координация экономической деятельности, т. е. согласованные действия хозяйствующих субъектов с третьими лицами, признается неправомерной, если при этом создается возможность ограничения конкуренции. В противном случае такая координация допустима и правомерна.

Во-вторых, в соответствии с п. 21 ст. 3 Закона экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. На наш взгляд, Закон сформулировал весьма оригинально определение понятия «экономическая концентрация». Дословно это звучит так: «экономическая концентрация — это сделки». Действительно, век живи — век учись! Кто бы мог подумать, что ключевая категория гражданского права может использоваться в контексте определения понятия экономической концентрации.

В экономических словарях и литературе слово «концентрация» означает сосредоточение производства, капитала в одном месте или в одних руках, преобладание на рынке одной или нескольких фирм. Применительно к экономической концентрации можно говорить о сосредоточении разных составляющих экономики — производства, капитала, ресурсов, экономических субъектов (например, концентрация банков). Сделки и иные действия есть правовые средства экономической концентрации.

Следовательно, экономическая концентрация (равно как координация экономической деятельности) — объект повышенного внимания со стороны антимонопольных органов, с тем чтобы избежать неправомерного ограничения конкуренции на товарных рынках. Поэтому не случайно гл. 7 Закона (ст. 27—35) подробно регулирует общественные отношения в сфере государственного контроля за экономической концентрацией.

В-третьих, в Законе о защите конкуренции (п. 19, ст. 4, 12) особо регламентируются так называемые вертикальные соглашения. Согласно п. 19 ст. 4 «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. По общему правилу «вертикальные» соглашения считаются неправомерными, за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона о защите конкуренции.

Читайте также:  РСВ за 1 квартал 2023 срок сдачи на бумажном

Прежде всего допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме, являющиеся договорами коммерческой концессии (гл. 54 ГК). Закон признает правомерными «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Правила ст. 12 Закона о защите конкуренции не распространяются на «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями.

Что касается «горизонтальных» соглашений, то в Законе о защите конкуренции они прямо не названы. Однако в литературе (со ссылкой на антимонопольный закон) ряд авторов очерчивают круг соглашений, подпадающих под режим «горизонтальных» (картельных) соглашений.

Под «горизонтальными» соглашениями, а также согласованными действиями понимаются соглашения (согласованные действия) между субъектами конкуренции (потенциальными конкурентами), действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), т. е. имеет место так называемый картельный сговор. Закон о защите конкуренции (ст. 11) содержит абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При этом в Законе отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, действующим на рынке одного товара.

Статья 11 Закона о защите конкуренции предусматривает примерный перечень запрещенных «горизонтальных» соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, которые могут привести:

  • к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен актами федерального законодательства или судебными актами;
  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы, при наличии возможности их рентабельного производства;
  • созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Далее, Закон о защите конкуренции (п. 2 и 3 ст. 11) устанавливает два общих запрета. Первый запрет касается физических лиц, коммерческих и некоммерческих организаций, которым запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 11. Суть второго запрета заключается в том, что запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Абсолютный запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов не лишает субъектов права представить доказательства того, что достигнутые им соглашения или осуществляемые им согласованные действия могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 и п. 1 ст. 13 Закона.

Закон о защите конкуренции содержит запреты не только в отношении хозяйствующих субъектов при осуществлении ими монополистической деятельности. Признается также неправомерной деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих управленческие функции, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России, индивидуальные акты и действия (бездействия) которых направлены на ограничения конкуренции (ст. 15).

В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Надо особо обратить внимание на следующие обстоятельства.

1. Наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления Закон о защите конкуренции называет иные органы и организации, которые осуществляют управленческие функции. К их числу относятся, например, Центральный банк РФ и государственные внебюджетные органы. Публичные функции могут выполнять и некоторые некоммерческие организации (например, саморегулируемые организации).

2. Закон о защите конкуренции (п. 2 ст. 15) запрещает наделение органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

3. Установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (п. 3 ст. 15).

На наш взгляд, исключение из общего правила о запрете на совмещение функций распространяется также на хозяйствующие субъекты, которые могут быть наделены некоторыми правами и функциями органов государственной власти.

Неправомерные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, запрещены.

В соответствии со ст. 16 Закона о защите конкуренции подлежат запрету соглашения или согласованные действия, которые могут привести:

  • к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции не разрешает (в отличие от хозяйствующих субъектов) перечисленным выше органам и организациям представлять доказательства того, что принятые ими индивидуальные акты и действия, а также достигнутые соглашения или осуществляемые ими согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Понятие и виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Доминирующее положение

Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

  • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
  • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
  • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
  • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

  • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
  • предприниматель не является естественной монополией.

Субъекты монополистической деятельности

Различают 2 вида субъектов МД:

  • предприниматель в единственном числе;
  • группа предпринимателей.

В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

  • коммерческую организацию;
  • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
  • ИП;
  • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

  • о манипулировании ценами;
  • о территориальном разделе рынка;
  • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
  • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

***

Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

  • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
  • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
  • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

Монополии объективно вырастают из рыночных отношений свободной конкуренции, когда концентрация и централизация капитала достигают такого уровня, что крупные компании могут обеспечивать получение избыточной прибыли в долгосрочном периоде.

До сих пор существует множество определений монополии. Одни экономисты рассматривают монополию как объединение капиталов, другие -как рыночную власть, третьи — как единственного продавца на рынке. Но в любом из таких определений нет раскрытия сущности монополии как экономического отношения, как нового элемента общественного производства, вырастающего в системе рыночной экономики.

Рыночная экономика родила монополию, но что монополия сделала с рыночной экономикой? Наряду с прогрессивными началами, монополистический капитал несет регрессивную тенденцию — к подрыву конкуренции, к снижению рыночных стимулов развития общественного производства. Следовательно, явившись результатом развития рыночных отношений, монополия своим существованием подрывает и отрицает их.

В эпоху свободной конкуренции было несколько видов монополий, прежде всего монополия на одно из важнейших средств производства на землю (как объект частной собственности и как объект хозяйствования). Субъектом этой монополии был не капиталист, а земельный собственник. Экономическая реализация такой монополии не затрагивала, а, напротив, предполагала обстановку свободной конкуренции.

Другой вид монополии — монополия на условия производства (по преимуществу это была земля и ее недра), дающие возможность производить потребительную стоимость особого или уникального качества, которая не могла быть воспроизведена в любых количествах. Для монополии этого рода было характерно резкое несоответствие ограниченного предложения и значительно более широкого спроса на редкий товар. Монопольная цена товара в данном случае определялась конкретным соотношением рыночного спроса и предложения и преодолевала стоимостную основу.

Читайте также:  Как покупать в метро физическому лицу в Нижнем Новгороде

В капиталистической системе свободной конкуренции существовал еще один вид монополии, отличный от названных выше и присущий самому основному капиталистическому отношению.

Основное капиталистическое отношение содержит в себе элементы монополизма: монополию капиталистов на условия производства. Раскрывая сущность капитала, как производственного отношения, К. Маркс отмечал, что он представляет собой «монополизированные определенной частью общества средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие самой этой рабочей силы».1 Этот монополизм имманентен капиталистическому отношению как его конституирующая черта: без него невозможно присвоение прибавочной стоимости. Но «монополизм в себе» капиталистического отношения эпохи свободной конкуренции имел ту особенность, что реализовывался для каждого капиталистического собственника и выступал таким образом не как преимущество отдельных капиталистов, а, напротив, как равенство возможностей для них в присвоении условий и результатов наемного труда.

Процесс развития современных монополий диалектичен. С одной стороны, он включает в себя сохранение сущностных определений капитала — монополия воспроизводит монополизм капиталистического отношения на более высокой основе, когда полюсы этого отношения расходятся еще дальше. В этом смысле монополия представляет собой отношение «капитал» на высшей ступени его развития.

С другой стороны, это развитие есть отрицание основных связей системы капиталистических отношений — свободного доступа капитала к факторам, обеспечивающим его участие в производстве и распределении прибавочной стоимости и в конечном счете его воспроизводство. Подрывая конкурентные товарные связи, монополия отрицает равенство капиталов как участников использования общественного труда. Капитал выступает в форме монополии.

Монополия, возникающая как результат процесса концентрации производства и капитала, представляет собой высшую форму капитала, соответствующую высокой ступени обобществления производства, т.е. форму разрешения (развития) основного противоречия капитала. Монополия как форма капитала содержит в себе специфическую количественную и качественную определенность. Количественная специфика монополии — в огромных размерах капитала, высокой доли в производстве определенного вида продукции, высоте получаемых прибылей. Специфическая же качественная черта — в монополистической форме капитала, в той функции, которую эта форма выполняет в отношении самодвижения капитала, в тех новых чертах, которые монополистическая форма придает этому самодвижению, в способах обеспечения самодвижения, Функция монополистической формы капитала двойственна.

Во-первых, она концентрирует условия для создания прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости не изменило своей природы, но поднялось на новую ступень, так как основано на использовании качественно новых производительных сил и форм их организации и новых потенций общественного труда. На различных стадиях производства относительной прибавочной стоимости капитал использовал новую производительную силу: созданную простым объединением прежде раздробленного труда под командованием единого капитала (кооперация), затем разделением труда (мануфактура), кооперацией машин и дальнейшим разделением труда на этой основе (фабрика). Каждая из этих стадий придает производству все более общественный характер, что неизбежно развивает и форму частного присвоения.

Раздел II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке

1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ) включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. (абзац введен Федеральным законом от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально — экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны

правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально — экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка. (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

4. Запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Раздел III. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; (в ред. Федерального закона от 25.05.1995 N 83-ФЗ)

получение, использование, разглашение научно — технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Методика выявления картельных сговоров

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Таким образом, Закон о защите конкуренции содержит более широкое понятие соглашения, не ограниченное только понятием соглашения в форме гражданско-правового договора.

При этом, антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат оценке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Запрещаются также соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

При доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства. Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде. Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

  1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
  2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
  3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Монополия — тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.[5]

Слово «монополия» происходит от греческого «моно» — один, «полно» — продаю. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.[6]

Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).

Монополия – это исключительное право хозяйствующего субъекта на осуществление хозяйственной деятельности; это господство хозяйствующего субъекта в определенной сфере на основе владения каким-либо преимуществом, обеспечивающим получение его владельцу исключительных экономических выгод.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *