Инструкция 152 н по бюджетному учету в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция 152 н по бюджетному учету в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2021 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной рублю, в случае если данные на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны. При этом названные материальные ценности также отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке (один объект – один рубль).

Положения настоящей Инструкции применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт Концептуальные основы).

Пункты 1, 332 Инструкции № 157н в новой редакции определяют условия для введения дополнительных забалансовых счетов и (или) аналитики к счетам Единого плана счетов. Они должны быть установлены в учётной политике (единой учётной политике при централизации учёта) и соответствовать требованиям органа власти, которому сдаётся отчётность (субъекта консолидированной отчётности).

Изменения Плана счетов бюджетного учета

Согласно Приказу № 127н в План счетов бюджетного учета добавлены следующие счета.

Номер счета

Название счета

Примечание

0 107 10 000

Недвижимое имущество учреждения в пути

Применяются в части воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов

0 107 11 000

Основные средства – недвижимое имущество учреждения в пути

0 109 60 200

Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг

Является обобщающим для затрат, относящихся непосредственно к реализации готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг

0 205 82 000

Расчеты по невыясненным поступлениям

Применяется для отражения сумм доходов, требующих уточнения

0 206 11 000

Расчеты по оплате труда

Применяется для учета дебиторской задолженности по выданным авансам по оплате труда

0 209 30 000

Расчеты по компенсации затрат

Введены для отражения дополнительной аналитики показателей, учитываемых на счете 0 209 00 000

0 209 40 000

Расчеты по суммам принудительного изъятия

0 209 83 000

Расчеты по иным доходам

0 210 10 000

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Введены вместо ранее применявшегося счета 0 210 01 000

0 210 11 000

Расчеты по НДС по авансам полученным

0 210 12 000

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

0 401 60 000

Резервы предстоящих расходов

Введен для отражения операций по созданию и использованию резервов предстоящих расходов

0 502 07 000

Принимаемые обязательства

Введен для обособленного учета бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений)

0 502 09 000

Отложенные обязательства

Введен для обособленного учета обязательств в сумме созданных резервов

0 504 00 000

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Применяется для обобщения информации о прогнозируемых (планируемых) доходах (поступлениях)

0 507 00 000

Утвержденный объем финансового обеспечения

Используется для обобщения информации о сумме денежных средств, преду­смотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям)

Забалансовый счет 27

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

Предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей

Забалансовый счет 30

Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

Предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов)

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Основные средства, учитываемые на забалансовом счете 21 «Основные средства, стоимостью до 3000 рублей включительно, в эксплуатации»

Новыми положениями Инструкции N 148н предусмотрено, что объекты движимого имущества, принятые к учету в соответствии с положениями Инструкции N 148н в составе основных средств, стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий (далее — объекты до 3000 руб.), при вводе их в эксплуатацию отражаются в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением на новом забалансовом счете 21 «Основные средства, стоимостью до 3000 руб. включительно, в эксплуатации».

Читайте также:  Увеличение пенсии работающим пенсионерам в 2023 году и когда

Особо следует обратить внимание на то, что учреждение своим распорядительным актом (приказом по учетной политике) должно установить порядок ведения аналитического учета указанных объектов. При этом, принимая решение об учетных процедурах указанных объектов и операций по их движению, необходимо предусматривать обязанность обеспечения сохранности государственного (муниципального) имущества и его эффективного использования. Обязательными требованиями ведения аналитического учета для всех учреждений являются:

  • учет по номенклатуре объектов;
  • учет в разрезе материально ответственных лиц;
  • ведение Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей.

Рассмотрим различные варианты организации аналитического учета:

  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступаемых к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и в условной единице стоимости один объект — один рубль;
  • аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц реестровым способом по номенклатуре поступаемых к учету объектов основных средств (с регистрацией в реестре по мере их ввода в эксплуатацию), с отражением в реестре объектов их количества и их фактической стоимости.

При этом внутри реестра аналитический учет может быть сгруппирован по следующим группам основных средств: мебель, инвентарь, оборудование, прочие основные средства и т.п.

При условии, что учреждение не установило порядок ведения учета объектов имущества на забалансовом счете 21, такой учет следует осуществлять в разрезе материально ответственных лиц по их количеству и фактической стоимости.

Объекты основных средств, стоимостью до 3000 руб. включительно, как имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, подлежат обязательной инвентаризации. При этом в случае обнаружения недостачи необходимо отразить в учете задолженность по недостачам следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 209 01 560

«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств»

Кредит 1 401 01 172

«Доходы от реализации активов»

  • на сумму рыночной стоимости объектов имущества, по которым выявлена недостача.

В отличие от существовавшей ранее неопределенности в части вопроса о порядке оформления первичными документами операций по выбытию или списанию указанных объектов Приказом N 152н четко установлены следующие требования:

  • передача указанных объектов осуществляется с оформлением Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
  • списание объектов — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию основных средств с оформлением Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

При этом в случае, когда порядком ведения учета на забалансовом счете не предусмотрено выделение одноименных групп объектов, оформление Акта о приеме-передаче и (или) Акта о списании возможно на весь перечень передаваемых (списываемых) объектов.

Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817)

В свете уточнения методологии исполнения бюджетов в части предоставления (получения) межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее — межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение), Приказом N 152н внесены поправки в порядок формирования Уведомления и соответственно в его форму.

Рассмотрим, что изменилось (см. с. 33).

Если ранее было предусмотрено, что на операции, формирующие расчеты по межбюджетным трансфертам, Уведомление формировалось только из бюджета, предоставляющего межбюджетный трансферт, в бюджет, получающий его, то начиная с операций, осуществляемых в 2010 г., Уведомление формируется:

  • органом власти (главным распорядителем бюджетных средств), уполномоченным на предоставление из соответствующего бюджета целевого трансферта:
  • на сумму бюджетных ассигнований по предоставлению межбюджетного трансферта, утвержденных на текущий финансовый год соответствующим законом (решением) о бюджете и (или) сводной бюджетной росписью или на сумму изменений ранее утвержденных бюджетных ассигнований (графы 1, 3, 5);
  • на сумму расходов, произведенных получателями целевого трансферта, подтвержденных соответствующими отчетами (документами) (графы 1, 4, 5);
  • на сумму остатка неиспользованного трансферта, подлежащего возврату в бюджет, предоставивший целевой трансферт (графы 1, 2, 5);
  • на сумму остатка неиспользованного целевого трансферта, потребность в котором подтверждена (графы 1, 5, 7);
  • органом власти (главным администратором доходов от предоставления трансферта) бюджета, получающего целевой трансферт:
  • на сумму уточнений расходов, финансовым источником которых являлся целевой трансферт, в случае их уменьшения, в том числе на сумму выявленных фактов нецелевого расходования (на сумму расходов — графы 1, 4, 5; на сумму восстановленного остатка неиспользованного целевого трансферта, подлежащего возврату, — графы 1, 2, 5);
  • на сумму восстановленного остатка неиспользованного целевого трансферта прошлых лет (на сумму расходов — графы 1, 4, 5; на сумму восстановленного остатка неиспользованного целевого трансферта, подлежащего возврату, — графы 1, 2, 5);
  • на сумму остатка неиспользованного целевого остатка, сформированного на начало текущего финансового года (по результатам предыдущего финансового года) (графы 1, 5, 6).

Обратите внимание, что Уведомление подписывается лицами, ответственными за его формирование.

Кроме того, новыми положениями предусмотрены сроки по передаче оформленного Уведомления стороне, участвующей в расчетах по межбюджетным трансфертам, не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования Уведомления. Так как Уведомление является первичным документом — основанием для отражения в бюджетном учете расчетов между участниками бюджетного процесса, его надлежит оформлять по факту возникновения расчетов (обязательств) по межбюджетным трансфертам.

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

Читайте также:  Сокращения рабочих мест в 2023 году

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Технические поправки к Инструкции

Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.

Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.

К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.

На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.

К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.

Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)

На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:

Счет аналитического учета Наименование
0 111 41 000 Права пользования жилыми помещениями
0 111 42 000 Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
0 111 44 000 Права пользования машинами и оборудованием
0 111 45 000 Права пользования транспортными средствами
0 111 46 000 Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
0 111 47 000 Права пользования биологическими ресурсами
0 111 48 000 Права пользования прочими основными средствами
0 111 49 000 Права пользования непроизведенными активами

В новой инструкции описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно — например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2021600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2021 года

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2021 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 N 19452.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. N 19452

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 декабря 2010 г. N 157н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

Изменения Плана счетов бюджетного учета

Согласно Приказу № 127н в План счетов бюджетного учета добавлены следующие счета.

Номер счета

Название счета

Примечание

0 107 10 000

Недвижимое имущество учреждения в пути

Применяются в части воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов

0 107 11 000

Основные средства – недвижимое имущество учреждения в пути

0 109 60 200

Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг

Является обобщающим для затрат, относящихся непосредственно к реализации готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг

0 205 82 000

Расчеты по невыясненным поступлениям

Применяется для отражения сумм доходов, требующих уточнения

0 206 11 000

Расчеты по оплате труда

Применяется для учета дебиторской задолженности по выданным авансам по оплате труда

0 209 30 000

Расчеты по компенсации затрат

Введены для отражения дополнительной аналитики показателей, учитываемых на счете 0 209 00 000

0 209 40 000

Расчеты по суммам принудительного изъятия

0 209 83 000

Расчеты по иным доходам

0 210 10 000

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Введены вместо ранее применявшегося счета 0 210 01 000

0 210 11 000

Расчеты по НДС по авансам полученным

0 210 12 000

Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам

0 401 60 000

Резервы предстоящих расходов

Введен для отражения операций по созданию и использованию резервов предстоящих расходов

0 502 07 000

Принимаемые обязательства

Введен для обособленного учета бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений)

0 502 09 000

Отложенные обязательства

Введен для обособленного учета обязательств в сумме созданных резервов

0 504 00 000

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

Применяется для обобщения информации о прогнозируемых (планируемых) доходах (поступлениях)

0 507 00 000

Утвержденный объем финансового обеспечения

Используется для обобщения информации о сумме денежных средств, преду­смотренных в пределах прогнозируемых показателей по доходам (поступлениям)

Забалансовый счет 27

Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)

Предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей

Забалансовый счет 30

Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц

Предназначен для учета расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплате пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов)

Читайте также:  Льготы детям инвалидам при поступлении в колледж

Новая инструкция 157н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Помимо изменений технического и редакционного характера, предлагаются и нововведения в части организации бухгалтерского учета. Ответственность за первичные документы Новым абзацем пункта 3 Инструкции № 157н вводится предположение, что лица, оформляющие первичные учетные документы, обеспечивают соответствие этих документов совершенным фактам хозяйственной жизни.На практике эта норма будет означать освобождение бухгалтеров от обязанности проверять первичные документы, оформленные в других структурных подразделениях и службах.О том же говорят и дополнения, внесенные в пункты 8 и 9 Инструкции № 157н.Лица, ведущие бухгалтерский учет, больше не будут отвечать за соответствие составленных другими сотрудниками и контрагентами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.Однако, по нашему мнению, бухгалтерам все равно придется проверять оформление всех реквизитов, необходимых для принятия документа к учету, а также контролировать соответствие первичных документов фактам хозяйственной жизни.Существенность фактов хозяйственной жизни Согласно новой редакции пункта 3 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет и отчетность учреждений будут формироваться с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.Это дополнение может несколько упростить некоторые учетные процедуры.Однако для этого принцип существенности необходимо будет уточнить и развить в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (прежде всего, в инструкциях №№ 174н, 162н, 183н, 33н и 191н).

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 106)

Счет 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» также претерпел некоторые изменения: (нажмите для раскрытия)

  1. Добавлен счет 0 106 33 000 «Вложения в непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения».
  2. Введена группа счета 0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента» и аналитические счета к ней: 0 106 91 000 «Вложения в основные средства в концессии» и 0 106 93 000 «Вложения в непроизведенные активы в концессии».
  3. Группа счета 40 была переименована. Вместо старого названия «Вложения в предметы лизинга» теперь используется наименование «Вложения в объекты финансовой аренды».

По этой причине исключены были следующие счета аналитического учета:

Счет Наименование
0 106 41 000 Вложения в основные средства – предметы лизинга
0 106 42 000 Вложения в нематериальные активы – предметы лизинга
0 106 44 000 Вложения в материальные запасы – предметы лизинга

Введение новых счетов

Единый план счетов в разд. 2 «Финансовые активы» дополнен новыми счетами:

  • 0 206 70 000 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений»;
  • 0 206 72 000 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;
  • 0 206 73 000 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»;
  • 0 206 75 000 «Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов».

С введением данных счетов соответствующие дополнения вносятся в п. 204 Инструкции N 157н. В этом пункте указана группировка расчетов по выданным авансам (к счету 0 206 00 000) в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

  • 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;
  • 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам»;
  • 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов»;
  • 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»;
  • 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»;
  • 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению»;
  • 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам».

Теперь данный перечень дополнен аналитической группой 70 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений», а также соответствующими аналитическими кодами вида синтетического счета финансовых активов:

  • 2 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;
  • 3 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»;
  • 5 «Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов».

Отметим, что указанные счета применяются с момента вступления в силу Приказа N 134н.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *